20 февраля 1942 года родился Джабраил Хаупа
Комментарии (0)
Есть такие имена, что сами по себе звания: назовешь и не нужно ничего добавлять. Таков для адыгского мира музыкант и композитор Джабраил Хаупа. Патриарх черкесской культуры, внук поэта Бекмурзы Пачева, "праправнук Римского Корсакова", как он в шутку сам себя называет. Он родился в военном 1942-м в селе Нартан в Кабардино-Балкарии и никогда не видел своего отца: когда мама Локан рожала его, Кубати Хаупа грузился в эшелоны. Осталась старая фотография и воспоминания родственников, что у отца был красивый голос. Музыкальной была и мама. Дочь Бекмурзы Пачева читала сыну стихи его деда, рассказывала сказки, легенды, пела народные песни и песни своего отца. Музыкальным и начитанным был и дядя, Амужид Пачев: именно он открыл маленькому Джабраилу волшебный мир книг. Почва была подготовлена отменно, на эту почву и упало зерно: подростком Джабраил Хаупа случайно услышал по радио арию Мистера Икса из оперетты Кальмана «Принцесса цирка». Баритон Георга Отса его просто околдовал, глубокий мягкий тембр голоса, казалось, звал за собой в мир музыки. И Джабраил пошел на зов.
Три патриарха: Александр Сокуров, Юрий Темирканов и Джабраил Хаупа
Успех пришел к нему сразу. Первую песню 20-летнего студента хоро-дирижерского отделения Нальчикского музучилища «Си гъатхэ» («Моя весна»), написанную им на стихи кабардинского поэта Зубера Тхагазитова, сразу заметили и запели.
За ней появилась вторая, третья и т.д. Песни Джабраила Хаупа зазвучали в концертах и по радио, и он не просыпался знаменитым лишь оттого, что и не думал почивать на лаврах, а понимал, как многому еще следует учиться. Потом были годы учебы в Тбилисской консерватории – одном из старейших музыкальных учебных заведений Советского Союза, известного своей композиторской школой, стажировка у именитого композитора Бориса Клюзнера... Что было дальше? Годы упорной работы, размышлений, поисков, когда он дважды сжигал написанное годами. Музыковеды утверждают, что все творчество Джабраила Хаупы – сонаты и сюиты, симфонии и концерты, рапсодии и песни на стихи адыгских поэтов – вошло в сокровищницу музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и значительно повлияло на развитие черкесской музыки.
Читайте далее: http://www.gorets-media.ru/page/20-fevralja-1942-goda-rodilsja-dzhabrail-haupa
Три патриарха: Александр Сокуров, Юрий Темирканов и Джабраил Хаупа
Успех пришел к нему сразу. Первую песню 20-летнего студента хоро-дирижерского отделения Нальчикского музучилища «Си гъатхэ» («Моя весна»), написанную им на стихи кабардинского поэта Зубера Тхагазитова, сразу заметили и запели.
За ней появилась вторая, третья и т.д. Песни Джабраила Хаупа зазвучали в концертах и по радио, и он не просыпался знаменитым лишь оттого, что и не думал почивать на лаврах, а понимал, как многому еще следует учиться. Потом были годы учебы в Тбилисской консерватории – одном из старейших музыкальных учебных заведений Советского Союза, известного своей композиторской школой, стажировка у именитого композитора Бориса Клюзнера... Что было дальше? Годы упорной работы, размышлений, поисков, когда он дважды сжигал написанное годами. Музыковеды утверждают, что все творчество Джабраила Хаупы – сонаты и сюиты, симфонии и концерты, рапсодии и песни на стихи адыгских поэтов – вошло в сокровищницу музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и значительно повлияло на развитие черкесской музыки.
Читайте далее: http://www.gorets-media.ru/page/20-fevralja-1942-goda-rodilsja-dzhabrail-haupa