Аскер Тлехатук: «Конституция Адыгеи доказала свою жизнеспособность, значение и актуальность»
Комментарии (5)

Адыгея была в числе первых регионов, где вслед за федеральным центром появился свой Конституционный суд. Недавно он отметил 20-летний юбилей. О том, как все начиналось, каковы состояние конституционной юстиции сегодня и ее перспективы, мы беседуем с председателем Конституционного суда РА Аскером ТЛЕХАТУКОМ.
— Создание в 1997 году судебного органа конституционного контроля означало по существу признание особой ценности Конституции республики как правового акта и понимание необходимости его правовой защиты органом, действующим на основе права и защищающим право в своих решениях, — говорит Аскер Касеевич. — С образованием Конституционного суда у жителей республики появилась дополнительная возможность защищать свои права и свободы, а органы государственной власти республики получили новый канал правового общения и обратной связи с населением. В системе сдержек и противовесов, обеспечивающей демократические принципы осуществления государственной власти Адыгеи, возник новый элемент — судебный конституционный контроль, сделавший саму систему глубже и гибче. Да и наличие в регионе судебного органа конституционного контроля — это в определенной степени показатель зрелости власти. И здесь я хотел бы отметить и поблагодарить руководство республики, с первых же дней занимающее принципиальную позицию в этом вопросе и по сей день оказывающее Конституционному суду Адыгеи всестороннюю поддержку.
Мы помним, что процесс конституционного становления для России и для нашей республики был непростым. Те времена воспринимались гражданами по-разному. Менялась государственность. Для одних это было связано с крахом ожиданий, для других, наоборот, означало рождение новой эры и новых надежд. В любом случае время это было для всех трудным. Не случайно, видимо, на Востоке худшим пожеланием считается пожелание жить в эпоху перемен.
Да, история не дала нашей стране возможности для поэтапного и поступательного развития институтов демократического правового государства. Но этот процесс начался и активно продвигается вперед. Убежден, что в те годы был заложен надежный фундамент для цивилизованного и правового развития России и ее регионов, включая Адыгею, а Конституция нашей республики за эти годы доказала свою жизнеспособность, значение и актуальность.
— Каким образом может защитить права граждан Конституционный суд РА?
— Конституционный суд Адыгеи проверяет конституционность законов и иных нормативно-правовых актов регионального уровня. Объясню, какое это имеет значение на практике. Конституцией России предусмотрено разделение полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами. Есть полномочия, являющиеся исключительной прерогативой Российской Федерации. Например, это вопросы внешней политики, обороны. Но есть также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Таких вопросов очень много, и это то, что ближе всего для каждого из нас. Здесь и обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, и общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения. Эти отношения регулируются и федеральными законами, и законами субъектов РФ.
Вне пределов ведения федерального центра и предмета совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Все законы и иные нормативные правовые акты, издаваемые в республике, должны соответствовать конституционным принципам, не могут быть произвольными ни по порядку принятия, опубликования и введения в действие, ни по форме, ни по содержанию. Поэтому, например, если житель Адыгеи полагает, что примененный или подлежащий применению в его деле закон или иной нормативно-правовой акт республиканского или муниципального уровня нарушает его конституционные права и свободы, он может обратиться к нам за защитой, и Конституционный суд проверит, соответствует ли этот документ Конституции республики или нет.
Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание читателей, — любое итоговое решение Конституционного суда затрагивает интересы неограниченного круга лиц, то есть касается всех, к кому имеет отношение норма, признанная неконституционной. Решение любого суда, основанное на такой неконституционной норме, подлежит пересмотру в установленном законом порядке.
Также мы вправе, не лишая проверяемый акт юридической силы, придать его положениям конституционное понимание: выявить единственно возможный в правоприменительной практике смысл или же исключить смысл, расходящийся с содержанием Конституции Адыгеи. И только в таком — конституционном — смысле данный нормативный правовой акт и должен будет применяться всеми.
Сама процедура обращения в суд достаточно проста и не требует специальных юридических познаний: достаточно гражданину в жалобе заявить о том, что таким-то актом нарушаются его конкретные конституционные права, и в случае наличия оснований для принятия дела к производству уже сам Конституционный суд будет выяснять все обстоятельства, истребовать объяснения сторон, проводить все необходимые действия.
— Решения Конституционного суда Адыгеи обжалованию не подлежат. Наверное, это накладывает особую ответственность и влечет свои сложности…
— Да, действительно, согласно закону решения Конституционного суда являются окончательными, не подлежат обжалованию, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами. И эти принципы, несомненно, накладывают определенную ответственность на тех, кто принимает решения. Для этого в законе и предусмотрен коллегиальный принцип принятия решений Конституционным судом. Все решения принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей, и решение считается принятым, только если за него проголосовало большинство судей. При рассмотрении дела судьи проделывают огромную работу, в некоторой степени сродни научной, анализируя действующее законодательство, в том числе и международные нормы. Принимая решение, суд оценивает не только буквальный смысл рассматриваемого акта, но и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. В связи с этим любое решение Конституционного суда является глубоко мотивированным и юридически выверенным.
Принцип коллегиальности вместе с тем не исключает сохранения у судьи по итогам обсуждения собственного мнения по рассматриваемому делу, отличного от мнения большинства судей, которое он вправе изложить в письменном виде. Такое особое мнение судьи не только не умаляет авторитета судебного решения, но и подчеркивает, что при его принятии были изучены и проработаны разнообразные варианты, а правовую силу получил тот из них, который отвечает правопониманию большинства судей.
— Каков состав Конституционного суда? Каким образом он формируется?
— Сегодня Конституционный суд РА состоит из трех судей, которые назначаются на должность Государственным Советом — Хасэ Адыгеи на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти республики.
Помимо председателя в нынешний состав суда входят судьи Заурбий Биржев и Ирина Жидких — достаточно молодые, но уже высокопрофессиональные юристы, чей разносторонний профессиональный опыт обеспечивает взвешенность и обоснованность принимаемых судебных решений.
— Еще одно направление деятельности, в котором вы участвуете, — оказание населению бесплатной правовой помощи…
— Оказание бесплатной правовой помощи не является прямой задачей нашего суда, однако мы активно участвуем в работе по ее оказанию. Судьями и сотрудниками аппарата суда ведется ежедневный прием граждан. Из года в год наблюдается рост числа обращений, большая их часть поступает от социально уязвимых категорий граждан, в частности инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны и труда.
Мы развиваем успешную практику совместных приемов граждан с республиканскими Уполномоченными по правам человека, по защите прав предпринимателей, по правам ребенка. Большую работу по линии оказания бесплатной правовой помощи Конституционный суд Адыгеи проводит в сотрудничестве с региональным отделением Ассоциации юристов России, Адвокатской и Нотариальной палатами Адыгеи. Подобный формат работы позволяет не отправлять человека от одного органа власти к другому, а стараться решить его проблему здесь и сейчас, на месте, максимально используя возможности всех участников. Сложилась устойчивая практика, когда бесплатная правовая помощь оказывается всем нуждающимся, а не только тем категориям граждан, которые указаны в федеральном и региональном законах, определяющих гарантии на ее получение.
Общение с гражданами, обращающимися за правовой помощью, помимо возможности оказать людям необходимую поддержку, содействуя, таким образом, снижению возможной социальной напряженности, помогает нам также глубже понимать текущие проблемы и недостатки правового регулирования тех или иных общественных отношений. Для любого практикующего юриста, тем более для судьи, это очень важно.
Конституция является одним из ключевых элементов, на котором строится возможность конструктивного взаимодействия. Раньше Конституция чаще всего пылилась на полках в кабинетах больших начальников и редко кто в нее заглядывал, для нас же она стала основным рабочим документом. И в этом заслуга всех тех людей, которые своим трудом и знаниями способствовали становлению Конституционного суда Адыгеи, — резюмировал Аскер Касеевич.
В завершение беседы Аскер Касеевич поздравил с юбилеем Конституционного суда Адыгеи всех людей, причастных к созданию и становлению этого судебного института. В разное время членами Конституционной палаты и судьями Конституционного суда Адыгеи были известные в нашей республике и за ее пределами юристы — Талий Беретарь, Надежда Алибердова, Ольга Кулинченко, Сталик Мамий, Владимир Маргиев, Вера Мейстер, Валентина Морозова, Валерий Митусов, Мурат Эльдаров, Виктор Купин, Нафсет Хазешук, Азамат Шадже.
Дмитрий Кизянов.
Фото пресс-службы Конституционного суда РА.
Источник: Газета Советская Адыгея